28 мая 2013 г.

90-летний юбилей отмечает ветеран Великой Отечественной войны Порфирьев Николай Порфирьевич.

С этим событием ветерана приехали поздравить представители администрации Ленинского района г.Чебоксары. Они вручили юбиляру поздравительную открытку от Президента России Владимира Путина, а также цветы и подарок. Николай Порфирьевич поблагодарил всех за внимание и заботу.

Отрадно, что и сегодня ветеран в строю. Мы гордимся тем, что живем рядом с ним – человеком героической судьбы.

Именинник родился в деревне Самуково Чебоксарского района Чувашии. Родители его работали в колхозе.

Счастливое детство длилось недолго. Отец умер рано. У матери на руках осталось пятеро детей. Зимой Коля Порфирьев учился в школе, увлекался авиамоделированием, летом нанимался пасти скот. Семь классов окончил в Иккове, в восьмой стал ходить за шесть километров в Кугеси, но не окончил: одежонка была неважная - заболел.

Коля работал конюхом, когда одногодки уговорили его поступать в Чебоксарский строительный техникум. В день вступительных экзаменов мать подменила Колю в конюшне, и он пошел пешком в Чебоксары. Дети состоятельных односельчан в это время уже готовились к экзаменам, проживая в городе. А у Коли - ни денег, ни времени нет. В тот же день он сдал семь экзаменов и ушел обратно домой. Потом оказалось, что из одиннадцати поступавших в стройтехникум односельчан приняли двоих. Один из них - Николай Порфирьев. Места в общежитии Коле не досталось. Мать устроила к знакомым с условием, что Коля будет топить печь и нянчиться с двумя детьми. Через полгода часть первокурсников отсеялась, и Коля перешел в общежитие. Но радость оказалась преждевременной: пришла беда другая - ввели 160 рублей платы за обучение.

Выход оказался неожиданным и радикальным. Пришли в техникум из аэроклуба, предложили сказочные условия: кормить будут, форму дадут и на руки - двадцать пять рублей. Коля с приятелем, не раздумывая, махнули в двухэтажное деревянное здание Чебоксарского аэроклуба в Березовой роще.

Так Порфирьев стал летчиком-курсантом. Летали, прыгали с парашютом, изучали приемы рукопашного боя. На груди Коли засверкали значки парашютиста "Ворошиловского стрелка". Между прочим, на первый прыжок с парашютом курсанта Порфирьева поднял в небо на самолете У-2 сам начальник штаба Чебоксарского аэроклуба, первый парашютист Чувашии Арсений Андрианов.

Летом 1941 года окончивших Чебоксарский аэроклуб направили в г. Энгельс учиться пилотировать бомбардировщики. Однако Порфирьеву военком сказал: «Тебя, как одного из лучших, мы направляем в Батайскую военную авиационную школу пилотов-истребителей».

В Батайске учиться уже было некогда - надо было воевать. Батальон курсантов летного училища с октября 1941 года передали фронту. Восемнадцатилетний "Ворошиловский стрелок" Николай Порфирьев вызвался к крупнокалиберному пулемету, нацеленному в небо. Дежурили по звеньям, патрулировали часто под бомбежкой город, железнодорожную станцию, ловили шпионов, освобождали продовольственные и вещевые склады в Ростове-на-Дону. Потом авиагородок эвакуировали. Первый эшелон с семьями офицеров, инструкторами разбомбили фашисты. Второй эшелон с курсантами прорвался на Кавказ, к месту назначения, где вблизи границы с Ираком ранее дислоцировался бомбардировочный полк. Бомбардировщики снялись и улетели воевать на запад, а образовавшуюся брешь заполнили батайские курсанты, которым предстояло параллельно учебе вместе с пог­раничниками оборонять границу и небо.

Аэродром, где базировались батайцы, окружали высокие, густые заросли камыша, которые были хорошим укрытием для пробиравшихся к военному объекту не только дезертиров, но и просто бандитов. Стоит как-то курсант Порфирьев чернильно-темной южной ночью на посту и слышит, как в камышах зашуршало. Пригляделся - одна тень, другая, третья - цепочка силуэтов людей друг за другом прошмыгнула к стоящим в стороне разбитым во время полетов самолетам. - Стой! Стрелять буду! - предупредил Порфирьев. Мародеры в ответ открыли огонь. Началась перестрелка. По тревоге поднялись летчики и ликвидировали банду.

Бдительный Николай Порфирьев был представлен к награде.

Вскоре курсантам, летавшим на И-16 и ЛаГГ-3, пришлось переучиваться. В распоряжение авиаучилища пришла эскадрилья имени Чкалова, состоящая из новейших самолетов Ла-5. Как привет с Родины воспринял Порфирьев известие о том, что самолеты эти собраны на средства трудящих Горьковской области и Чувашской АССР. Оказалось, что никто из летчиков и не знал, где находится Чувашия, и все спрашивали у чуваша Порфирьева. Узнав, улыбались и говорили: «А-а, дружба народов! С тех пор его так и звали: "Дружба, курсант Дружба".

А тут поступила разнарядка на восстановление летных навыков в Третью военную авиационную школу первоначального обучения (ВАШПО). Начальник штаба и говорит по секрету Порфирьеву: -Эта школа находится на территории Чувашии. Хочешь поехать на родину? - Господи, кто же откажется! конечно, хочу, - воскликнул Николай.

И вскоре летчик Порфирьев прибыл в поселок Ибреси Чувашской АССР.

Авиационная школа базировалась в Ибресинском районе Чувашской АССР на нескольких аэродромах, авиационные мастерские - в поселке Ибреси. Николай Порфирьев летал с аэродрома в Чувашских Тимяшах на Ут-2.

В одной группе с ним учился старший лейтенант Леша, как его звали летчики. Был старший лейтенант, лишившийся на фронте обеих ног, молчалив, жил один в Ибресях. От остальных летчиков, одетых в вылинявшие добела гимнастерки и пилотки, он отличался кожаным регланом, синей летной фуражкой и особой сосредоточенностью в деле. Таким запомнился Порфирьеву его однокашник - человек-легенда, будущий Герои Советского Союза и герой книги Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" Алексей Маресьев.

После окончания 3-й ВАШПО Н. Порфирьев напросился в штурмовую авиацию и обучался этому делу в Ульяновске. Один из полётов чуть не оказался для него последним, когда он осваивал поликарповский самолет-разведчик Р-5.

Разбежался, взлетел, стал набирать высоту, и... отказал двигатель. Что делать? Покинуть самолет, как требует наставление, нельзя: слишком мала высота, парашют не успеет раскрыться. Развернуться и посадить самолет на аэродром мешают строения. Только вперед! Благополучно перелетел через ограждение аэродрома, шоссе, и тут на пути планирующего биплана Р-5 оказался земляной вал, поднятый в защиту от разливающейся по весне Свияги. Шасси у Р-5 не убиралось, зацепилось за этот злополучный вал – самолет перевернулся и загорелся. Николай ударился лицом о приборную доску и потерял сознание. Чудом остался жив, хоть и покалечился. После госпиталя -снова небо.

По прошествии многих лет Николай Порфирьевич вспоминает их все, эти семь типов самолетов, на которых ему приходилось летать. В битве за Кенигсберг Н. Порфирьев летал на знаменитом истребителе танков Ил-2. Хорошая машина, "летающий танк", бронированный штурмовик, сильное вооружение. Но у наводящего ужас на фашистов "черной смерти" Ил-2 первого выпуска была «ахиллесова пята» - не защищена задняя часть самолета, один пилот, без стрелка. Поэтому летали кругами, друг за другом

День Великой Победы Николай Порфирьевич встретил в Кенигсберге. Прослужил в авиации до 1948 года и демобилизовался.

В родном аэроклубе он стал трудиться с 1949 года. Готовил к полетам самолеты, судил авиационные соревнования, участвовал в перегоне из столицы самолетов Як-18. Как участник воздушного парада 1953 года в Москве Николай Порфирьев получил благодарность лично от Министра обороны СССР маршала Н. А. Булганина. Как депутат горсовета он "пробивал" строительство домов для летчиков аэроклуба, добился присвоения одной из улиц г. Новочебоксарска имени погибшей на фронте Жени Круговой, которую знал еще в годы учебы в аэроклубе до войны.

Два десятка лет Н. Порфирьев работал на заводах инструментальщиком.

Не счесть нагрудных знаков, благодарностей и премий, которые ему вручали чуть ли не каждый год как лучшему по профессии, как рационализатору. На Чебоксарском заводе электроизмерительных приборов он многие годы не "сходил" с Доски Почета. За хорошие производственные показатели награжден Почетной Грамотой Чувашского обкома профсоюза работников машиностроения с выдачей денежной премии.

Николай Порфирьевич с супругой Дарьей Ивановной вырастили сына Виталия и дочь Нину. У них четыре внука. Бывший летчик-истребитель и штурмовик много встречается с молодежью, он частый гость в музеях Республиканской организации РОСТО (ДОСААФ) и чебоксарской школы №36.

Администрация Ленинского района г.Чебоксары

14 июня 2013
13:44